Суицид – это умышленное причинение вреда самому себе с целью летального исхода.
Другими словами, это сознательное лишение себя жизни. Суицидальное поведение охватывает спектр поведения от подготовки и попытки самоубийства до завершенного самоубийства.
ПРИЗНАКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ:
Уход в себя, замкнутость и обособление становятся глубокими и длительными.
Капризность, привередливость, настроение человека чуть ли не ежедневно колеблется между возбуждением и упадком.
Депрессия, глубокий эмоциональный упадок.
Агрессивность, вспышки раздражения, гнева, ярости, жестокости к окружающим.
Саморазрушающее и рискованное поведение.
Потеря самоуважения.
Изменение аппетита - отсутствие его или, наоборот, ненормально повышенный аппетит.
Изменение успеваемости, прогуливание занятий.
Неопрятный внешний вид.
Раздача подарков окружающим, раздают близким, друзьям свои вещи.
Приведение дел в порядок.
Психологическая травма.
Перемены в поведении, когда сдержанный, немногословный, замкнутый человек неожиданно начинает много шутить, смеяться, болтать и наоборот. Активная предварительная подготовка
️Если ВЫ заметили эти или другие признаки, в процессе беседы с подростком попытайтесь:
1) установить контакт и получить информацию, проясняющую проблему;
2) оценить суицидальный риск;
3) мобилизовать ресурсы.
УСТАНОВЛЕНИЕ КОНТАКТА И ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ, ПРОЯСНЯЮЩЕЙ ПРОБЛЕМУ
Подростку требуется определенная смелость, чтобы рассказать о своей проблеме и планах самоубийства - помогите ему (лучше всего это сделать, задав прямые специфические вопросы о суицидальных чувствах и планах):
С каких пор ты считаешь свою жизнь столь плохой?
Думаешь ли ты о самоубийстве?
Были ли у тебя попытки самоубийства?
Что с тобой случилось за последнее время?
К кому из окружающих твои проблемы имеют отношение?
Попытайтесь отнести озвучиваемую подростком проблему к одной из групп:
Поиск помощи. Самоубийство рассматривается, как способ получить что-либо (например, внимание, любовь, освобождение от проблем, от чувства безнадежности).
Безнадежность. Потеряны всякие надежды изменить жизнь к лучшему.
Попытка сделать больно/хорошо другому человеку. Иногда человек считает, что, покончив с собой, унесет с собой проблему и облегчит жизнь своей семье.
Способ разрешить проблему. Человек рассматривает самоубийство как показатель мужества и силы.
ОЦЕНКА СТЕПЕНИ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА
Оцените степень погруженности подростка в депрессивное состояние. Степень депрессии часто является хорошим показателем серьезности суицидальной угрозы. Чем ярче проявления депрессии, тем выше риск суицида.
Оцените план суицида. Если подросток останавливается на множестве специфических деталей, говорит, что он потратил время и сделал приготовления, такие как написание прощальных записок, собирание таблеток, приобретение оружия, выбор времени, серьезность угрозы суицида резко возрастает.
Оцените чувства и эмоции несовершеннолетнего. Серьезные суицидальные идеи обычно связаны с чувствами беспомощности, безнадежности, истощения и краха.
Помните, чем большее количество перечисленных негативных факторов задействовано в речи собеседника, тем выше суицидальный риск.
МОБИЛИЗАЦИЯ РЕСУРСОВ
Если на Ваш взгляд риск совершения суицида высок: ваши действия должны быть направлены на то, чтобы уберечь его от этого шага, пока не подоспеет помощь.
Для этого: Попытайтесь договориться о заключении своеобразного контракта - не ранить себя в течение ближайшего времени, а при возникновении такового желания - обязательно связаться с Вами по телефону.
Попытайтесь актуализировать инстинкт самосохранения у подростка. Помните большинство потенциальных самоубийц двойственно относятся к смерти: одновременно с желанием умереть у них сохраняется желание жить.
Самое главное во взаимодействии с суицидально настроенным подростком является умение, как можно дольше поддерживать разговор. Важнейший показатель успешности вашей деятельности - реакция собеседника на ваши попытки разобраться в ситуации.
️КУДА ОБРАЩАТЬСЯ, ЕСЛИ ВЫ ЗАМЕТИЛИ У РЕБЕНКА СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ!
Телефоны:
1. «Детский телефон доверия» (8800-2000-122).
2. Также помощь оказывается в психологическом кабинете детской поликлиники Чистопольской ЦРБ, в отделении медико-социальной помощи.
3. В психолого-педагогическом центре «Статус» г. Чистополь.
4. В случае неотложных состояний в службу экстренной помощи тел.: 112 или 103.
Берегите себя и своих детей!